www.aid-design.ru


О нас пишут
Статьи из газет и журналов.
ЭЙД-дизайн: Один в поле - не воин
"ОВАЦИЯ". Внимание - титры!
Страсти по Агутину
Внимание: В воздухе - птеродактиль!
"ГИНЕСС" В "ДРУЖБЕ"
Экскурсия туда, откуда это

Наверх

     ЭЙД-дизайн: Один в поле - не воин
     Вы заметили, что, чуть ли не каждая наша музыкальная премьера получает весьма своеобразный резонанс? Прошлогоднюю "Овацию", например, что называется, "разобрали по косточкам" (вероятно, то же ожидает и нынешнюю): обсуждали помолвку Пугачевой и Киркорова, стильное оформление сцены, кто как был прикинут, - словом, что угодно, только не саму церемонию награждения Национальной премией. Впрочем, "Овация" отнюдь не исключение из правил.

     А хочется ведь полноценного шоу. Такого, чтобы все было - и спецэффекты, и хорошая музыка, и классные исполнители. Кажется, сам Филипп Киркоров сетовал: "Зрители, уходя с концерта, должны восклицать: "Как он потрясающе пел!", а не "Какие потрясающие были декорации!". Но так пока не получается. Потому что те, кто работает за кадром и делает музыку визуальной, зрелищной, зачастую намного профессиональнее самих артистов и сонграйтеров. Дурят нас, наши же поп-кумиры. Часто в красочной обертке подсовывают безвкусное содержимое. Конечно, и "теневые" деятели шоу (режиссеры, художники) еще не впереди планеты всей, но зато активно пытаются догонять…

     Профессия сценографа древняя, как мир или, по крайней мере, как театр. Сколько веков ставятся спектакли - столько существует и работа для тех, кто их оформляет. Но театральным художникам больше приличествует оставаться в тени, чего не скажешь о художниках-постановщиках в шоу-бизнесе. Они становятся одними из главных героев музыкальных тусовок.

     Художникам фирмы "Эйд-Дизайн" не до тусовок. Может быть, они не так известны, как Краснов или Антизерский, но зато оформленные ими шоу - "Овация", "Пятьдесят на пятьдесят", "Рок из Кремля", "Поколение-92", дискотека "JUMP", "Бал прессы-93" - у всех на слуху.

     В свое время художники из "Эйд-Дизайна" сотрудничали с "ЛИС'Сом". Строили, как водится замки и дворцы, сооружали гигантских и чертовски правдоподобных чудовищ, колдовали над различными спецэффектами - в общем, занимались всем тем, без чего не обходится ни одно эстрадное действо. Здравомыслящему человеку, наверное, и в голову бы не пришло расстаться с такой солидной и престижной фирмой. Но, будучи натурами творческими и, следовательно, не самыми здравомыслящими, они захотели независимости, создали собственную фирму и даже сумели удержаться на плаву: их не задавили авторитетом и не "перекрыли кислород". Хотя нельзя сказать, чтобы никто не пытался. Может быть, помогло то, что место в шоу-бизнесе они стали завоевывать не по одиночке, а вчетвером: Сергей Паукер-Бравин, Роман Африкантов, Борис Барышников, Аркадий Корогодский.

     Вообще, четверка - число удачное, потому что творческий дует - это как-то мало и не солидно, пятерка - уже коллектив (впору вырабатывать устав и выбирать президента), ну а троица, по сложившейся исторической традиции, предполагает некую иерархию: умница старший, средний - так себе, а младший - уж извините…

     В "Эйд-Дизайн" к лидерству, как мне показалось, никто не стремится. Они работают в четыре головы и в восемь рук, - благо, дела хватает на всех, ведь сценограф - это живописец, архитектор, график, технолог и конструктор в одном лице.

     Если приглядеться, чистого творчества в этой работе не так уж и много. По крайней мере, сценограф - далеко не свободный художник. Наоборот, он зависит от прихотей заказчиков. Одни желают, чтобы на сцене возвели дворец, другие - Кремль со звездами. Обычно заказывают то, что уже видели у коллег-конкурентов: "Соорудите-ка мне такой же замок, как Иванова (Петрова, Сидорова) - да побольше, побольше". Не повториться даже в мелочах и не подражать, сохранить свой стиль - задача не из легких.

     У творческого бюро "Эйд-Дизайн" это получается. Их декорации и стильны, и красивы, и узнаваемы всегда - даже когда на все про все им дается каких-нибудь две недели. Они отказались от услуг театральных мастерских, в которых обычно воплощаются проекты сценографов, и организовали собственное производство декораций, то есть сдают их заказчику уже готовыми, "по ключ". Но и на этом не остановился полет их рационализаторской мысли. Недавно они создали нечто совсем новое - универсальный конструктор сцены, чтобы сценические площадки можно было собирать где угодно - хоть в фешенебельном концертном зале, хоть в поле. Правда, таких заказов пока не поступало.

Анна АВДЕЕВА.
"ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА". 10 марта 1995 года.


Наверх

     "ОВАЦИЯ". Внимание - титры!
     Сегодня мы представляем очень важную номинацию. Часто успех той или иной эстрадной программы зритель связывает с именем исполнителя. Это, конечно, правильно, но не совсем. Ведь успех шоу зависит от труда и таланта всей команды, и одним из основных звеньев цепочки является фигура художника.

     Заполняя этот бюллетень, не торопитесь, обратите внимание на титры телепередач, на эстрадные афиши, а мы попытаемся помочь вам в выборе, дав краткое описание работ, представленных нами художников, тем более что их работы вам наверняка хорошо известны.

     АЛЕКСЕЙ БЕЛОУС - в профессии 16 лет. Окончил Школу-студию МХАТ. Три года является художником-постановщиком фирмы "Альфа". Из последних работ самыми яркими стали: "Песня года" в Кремле (01.01.96), церемония вручения премии "Лучшему учителю года" (17.05.96). Но наибольшую известность Алексею принесла его работа над церемониями вручения премии ТЭФИ.

     ПЕТР ГИССЕН - артдиректор и художник-постановщик "Гиссен и Т.П.". Окончил Строгановское училище по специальности реставратор. В шоу-бизнесе активно работает с 1986 года. Самые яркие работы в 1996 году: "Поколение-96", "Сам себе режиссер"(РТР) и великолепное решение праздничного шоу Валентина Юдашкина в ГЦКЗ "Россия" (март 96).

     АЛЕКСАНДР ГРИММ - в профессии 25 лет. С 1967 года - первые работы на телевидении, работа над концертными программами Л.Утесова и О. Лундстрема. Позже - фестивали, концерты О. Газманова, В. Толкуновой, Н.Бабкиной, декорации ТВ музыкально-развлекательной программы "Пилот" (НТВ), конкурс "Мисс Москва" (май 96), бал олимпийцев в Кремле (январь 96) и самая яркая эстрадная программа Олега Газманова "Господа офицеры" в КЦКЗ "Россия" (февраль и май 96).

     БОРИС КРАСНОВ - многократный лауреат премии "Овация". С 1992 года возглавляет фирму "Краснов-дизайн", до этого был известен работами в театре и кино. Самые яркие работы в 1996 году: "По дороге в Голливуд" В.Леонтьева (Москва-Санкт-Петербург-Киев), шоу-программа "Прямо из Большого", подготовленная для гастролей в Нью-Йорке (Сити-центр 10-12 мая 96) супер "звезды" российского классического балета М.Плисецкой, концерт, посвященный юбилею фирмы "Союзконтракт" на Васильевском спуске с участием М.Плисецкой и звезд российской эстрады: Л.Агутина, И.Николаева, Н.Королевой, В.Преснякова, "Агаты Кристи" и др. В творческих планах - оформление "Всемирного циркового фестиваля" (октябрь 96, Москва, Кремль) с участием цирковых коллективов из 12 стран мира.

     СЕРГЕЙ ПАУКЕР-БРАВИН. Обычно фирма "Эйд-Дизайн", одним из руководителей которой он является, настаивает на том, что все художественные работы разрабатываются и воплощаются в жизнь коллективом художников, но в этом году коллективом единодушно было решено обнародовать фамилию Сергея, чтобы красивое и загадочное название "Эйд-Дизайн" приобрело и приятное лицо конкретного человека, рядом с которым работают талантливые коллеги. В послужном списке фирмы: работа в телешоу "50/50", пятилетнее сотрудничество с премией "Овация" - открытие "Площадки звезд" у ГЦКЗ "Россия" и в Кремле, сольная программа Л.Агутина в "Олимпийском". Самые яркие работы в 1996 году: цикл программ на РТР "Песни России", декорации к замечательной передаче "Субботний вечер со звездой" (РТР) и четвертая церемония вручения премии "Овация" в Малом театре (май 96).

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА". 5-12 июля 1996 года.


Наверх

     Страсти по Агутину
     Теперь я могу со всей ответственностью заявить: наступила полная агутинизация страны. Основоположник этой идеологии был вполне искренен, когда выступил с обращением к народу "Олимпийского": "В моем распоряжении уже имеются сводные хоры Южно-Сахалинска, Киева, Риги и прочих городов и поселков. Для полного счастья не хватает только московского". Разве могли москвичи отказать своему кумиру в возможности почувствовать себя счастливым?

     За последние полгода все рецензии на сольные программы звезд так изобиловали восторженными откликами типа: "поразил", "удивил" и т.п., что я не боюсь повториться. Есть, пожалуй, некая закономерность в том, что когда артист решается на сольник в Москве, тем паче в таком огромном зале, как "Олимпийский", то от него ждут чего-то из ряда вон выходящего.

     Выходка Агутина, по большому счету, заключалась в том, что он сотворил шоу не столько на сцене, сколько в зале, вернул затертому, потерявшему былой смак слову "аншлаг" его исконное значение. Последний раз аншлаг размером с "Олимпийский" я наблюдала на Преснякове (а до того - пару лет тому назад), но у Леонида Николаевича вышло покруче. В зале не осталось ни одного свободного местечка - галерка, боковые трибуны, ступеньки и выступы были заполнены до отказа. После нескольких героических, но тщетных попыток мне уступили все же крайнее место в каком-то 156-м ряду боковой трибуны, откуда слышно и видно было разве что нестройные напевы соседей и джинсы "Джордаш" танцующей перед моим носом тинейджерки. Но и это оказалось еще не все шоу. Минут через …дцать после начала я почувствовала, что кто-то, наплясавшись, устраивается отдохнуть прямо на моем плече. При всей моей человеческой симпатии к Лёне я отправилась в фойе испить "спрайту". Минутами позже мне не оставалось ничего иного, как присоединиться к пританцовывающим у сцены и не выпадать из общего ритма.

     Агутин, видимо, решил поразить столицу шоу по-музыкантски. В "джазе" были только мальчики. Не босоногие, правда. Состав музыкантов в его "группе поддержки" увеличился прямо-таки в геометрической прогрессии. Большинство "новеньких" оказались старыми знакомыми из оркестра Кролла. А девушкам на сцене отводилась стадная роль. Тусовка манекенщиц фирмы "Дизель" (большей частью в самых легкомысленных юбочках) "ламбадой" выплывала на сцену и, порезвившись вволю, уплывала обратно. На песенку "Парень чернокожий" вместо девушек Агутин дал негров (около шести) и, прислонившись щекой к одному из них, продемонстрировал, чем этот "чернокожий на тебя и на меня непохожий". Наглядно. Только несколько прямолинейно, что ли. Впрочем, тут меня запросто можно заподозрить в занудстве. Вредина, скажет Агутин. Вывел бы Киркорова, измазанного ваксой, - написала бы: "Какой же это чернокожий?", привез бы индейца настоящего в боевом раскрасе - недоумевала бы: "Причем тут индеец?.."

     Индеец действительно ни при чем. Хотя Агутину такая роль наверняка удалась бы. Но не на сцене "Олимпийского". А сцена была действительно невероятная: такая, наверное, какая и должна быть на супершоу. Не двор, не кафе, не беседка, увитая зеленым плющом. Зеленая лента, улетающая в небо. Похожая на гибкое щупальце осьминога или на хвост кометы. Оранжевая лагуна. Острова, на которых можно жить без забот - танцевать тарантеллу, слушать голос высокой травы. В общем, каждый понимает, как хочет - в меру собственной фантазии и неиспорченности. Помощь в дизайне Агутину оказала фирма "Эйд-Дизайн", уже известная зрителям по программам "50/50" и шоу "Овация". Один из художников фирмы, Сергей Паукер, поведал мне, что сначала Агутин хотел декорации мягкие, без острых углов и даже изобразил свое хотение на бумаге. Но из предложенных ему эскизов выбрал самый остроугольный.

     Организаторам концертов - фирме "АРС" - удалось сгладить все острые углы в подготовке шоу. Удалось блестяще. Только со звуком напортачили. Во всяком случае, с трибун и галерки поклонников Лёни было слышно гораздо лучше, чем его самого. Но, как известно, не без ложки дегтя. Да и зрителям, кажется, это было по барабану.

     Поистине прав был один из великих деятелей шоу-бизнеса, заявивший, что в каждой семье, где есть хотя бы один молодой человек от 13 до 30, слушают именно Агутина.

     Выбрав для концерта верную кольцевую композицию, Агутин начал и закончил "Босоногим мальчиком". Жаль, не такой уж он босоногий, как пару лет назад…

     А вот удирать из "Олимпийского" действительно пришлось босиком, потому что счастливая танцующая толпа так и норовила сломать каблук и оторвать подошву. В темном небе над спорткомплексом стояла полная луна в каком-то зеленоватом ореоле. "И здесь "Эйд-Дизайн" постарался" - осенило меня в тот момент, когда я, собравшись с духом, прокричала "Хоп Хэй Ла Ла Лэй!" и меня на руках внесли в Московский метрополитен.

Юлия АЛЕКСАНДРОВА.
"ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА". 20 апреля 1995 года.


Наверх

     Внимание: В воздухе - птеродактиль!
     Форма без содержания мертва. Это аксиома. И все же насколько ярче засверкает бриллиант, если придать ему соответствующую оправу. В старые, добрые времена наши известные артисты почти не уделяли внимания оформлению сцены. Талант из сельского клуба мог сделать сказочный замок. Но… все течет, все меняется: и таланты, и публика, и концертные залы. Остановился в своем творческом росте, не ищешь новые формы, новую подачу - ты умер как артист. Что делать? Звать на помощь специалистов, которые понимают тебя с полуслова. Им даешь установку: "Ребята, сделайте классно, чтобы все ахнули!" И они делают.

     3 марта в Кремле состоится вручение Национальной музыкальной премии "Овация". Мы снова встретимся с нашими любимыми исполнителями, мы снова не увидим тех, кто, оставаясь за кадром, своими руками создает уникальный, волшебный мир, очаровывая не только зрителей, но и видавших виды эстрадных звезд.

     Давайте же вместе заглянем за кулисы, "приподнимем занавес за краешек". Что там? Как? Откуда, куда, зачем? А поможет в этом специалист своего дела, директор фирмы "Эйд-Дизайн" Аркадий Корогодский.

- Наша фирма существует три года. Начинали как дизайн-бюро, долгое время сотрудничали с широкоизвестным "ЛИС'Сом" и под руководством Алексея Макаревича сделали более ста постановок различных концертов, телешоу, презентаций и всевозможных праздничных программ.… Это сегодня легко сказать "сделали", а тогда! Начинали с нуля. Первые работы чертили на ватмане, декорации лепили буквально из подручных средств. Денег нет. Опыта никакого, помещения не было. Все как в России. Хорошо, что все мы старые друзья и тяготы-лишения воспринимали с юмором, по-деловому. Художники Сергей Паукер-Бравин и Борис Барышников, театральный постановщик Роман Африкантов и другие ребята, находясь в постоянном поиске, росли и набирались опыта на глазах.

Первой самостоятельной работой нашего коллектива стала постановка в апреле 1991 года программы "Супершоу-91" в Театре эстрады. Затем последовали постановки сольных концертов Сонны в ДК "Замоскворечье" и фестивалей "Звуковой дорожки "МК" в Лужниках, телешоу 50х50, бал прессы 1993 года, фестиваль видеоклипов "Поколение-93" и многое, многое другое. А вот при изготовлении декораций для дискотеки "Игорь'С поп-шоу" произошел курьезный случай. Работаем себе, никого не трогаем, приходят какие-то странные типы и молча начинают обмерять наш громадный магнитофон. Думали, пожарная или налоговая инспекция. Нет. Оказались люди из отечественной Книги рекордов Гиннеса. Наш магнитофон оказался самым большим в мире, Вот так!

- Вас заметили. Оценили. Вас пригласил Стас Намин. Как работалось под его началом?

- Хорошо. Сотрудничество с ним открыло для нас новые перспективы. Наиболее интересной работой было осуществление акции "Рок из Кремля". Представьте себе такую картину: с такой высокой сцены поют В.Бутусов, Ю.Шевчук и другие рокеры, а в зале - самая демократичная публика кричит, подпевает, бросает в восторге пустые пивные банки. Фантасмагория!

- Не меньший шорох вы навели в Санкт-Петербурге на фестивале "Монстры рока".

- Есть что вспомнить! Изготовили двух огромных птеродактилей, подвесили на лебедках (вместо глаз - автомобильные фары, из пасти дым валит!) и из темного угла пустили их над зрительным залом. Пикировка была - что надо! Писк, шум, свист, визг!

- Ничего себе, острые ощущения, такая махина над головой. Не опасно: вдруг они рухнут?

- Тьфу, тьфу, тьфу, ни разу у нас не было ни одного несчастного случая, ни одной рекламации!

- А спасибо вам часто говорят?

- А вам?

- Редко.

- И нам тоже. Хотя иногда приходится, для того чтобы помочь тому или иному исполнителю, буквально из кожи вон лезть, собирая за сутки сорокатонную конструкцию (кстати, мы их изготавливаем сами на нашем маленьком предприятии). Вся жизнь - бегом, сплошной аврал. Но то, что мы пользуемся услугами своего предприятия, а не размещаем заказы в театральных мастерских, дает нам возможность делать свое дело не только быстро, но и по относительно низкой цене. Это позволяет заказчику сэкономить не только деньги, но и нервные клетки. Наши специалисты недавно изобрели универсальный конструктор сцены. Хотите - построим в считанные часы "Москву златоглавую", хотите - оформим проведение межпланетного шахматного турнира, хотите - перенесем вас в ХIХ век…

- А что нас ждет 3 марта на "Овации"?

- Приходите - увидите. Это будет нечто сногшибательное!

- Что ж, посмотрим, посмотрим…

За кулисами побывал Александр САМОУК.
"ПОДМОСКОВНЫЕ ИЗВЕСТИЯ". 24 февраля 1995 года.


Наверх

     "ГИНЕСС" В "ДРУЖБЕ"
     Вчера на новогодние дэнсинги Игоря Силиверстова, где уже вторую неделю подряд ведущие диск-жокеи Москвы приглашают отплясывать рэп, хип-хоп и прочие модные стили, пришел г-н Джон Смит, который представляет в Москве интересы всемирно известной Книги рекордов Гинесса, и стал с сантиметром в руках обмеривать муляжный магнитофон на сцене, искусно изготовленный в театральных мастерских фирмы «Эйд-Дизайн». Четыре метра в высоту, восемь – в длину. Он сказал, что эта «игрушка» имеет все шансы попасть в Книгу.

«Московский Комсомолец».


Наверх

     Экскурсия туда, откуда это
      ...Здесь настала пора отметить, что в отличие от минималистичного первого фестиваля в убранстве "Олимпийского" произошел ряд кардинальных преобразований. По бокам сцены теперь были сооружены два огромных экрана с пиротехническими установками - настоящий атрибут европейского шоу.

Но на этом сюрпризы не заканчивались. Когда публика входила в зал, то не без удивления замечала, как на сцене вроде бы идут строительные работы. Сверкали искры, по сторонам снопьями разлетались электрические брызги. На разной высоте на сцене имитировали работу сварщики и монтажники, одетые в красную униформу и желтые каски с надписью "Maxidrom". Общее впечатление от сцены - что-то футуристическое и непостижимое типа недостроенного центра Жоржа Помпиду...

На самом деле ларчик открыался крайне просто. В организаторскую команду был приглашен опытный художник-постановщик с феерической фамилией Сергей Паукер-Бравин, который изменил облик сцены до неузнаваемости. Скажем ему за это большое человеческое спасибо - подобный рок-дизайн всегда воспринимается крайне живо и весело...

FUZZ N7 2001 года


Наверх

На главную